Екатеринбург, Пионеров, 3А

Главная / Детям и Родителям / Итоговая Аттестация / Приказ Минобразования России №1089

Приказ Минобразования России №1089

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПРИКАЗ
от 5 марта 2004 г. N 1089
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ФЕДЕРАЛЬНОГО КОМПОНЕНТА
ГОСУДАРСТВЕННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СТАНДАРТОВ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО,
ОСНОВНОГО ОБЩЕГО И СРЕДНЕГО (ПОЛНОГО) ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
Список изменяющих документов
(в ред. Приказов Минобрнауки России от 03.06.2008 N 164,
от 31.08.2009 N 320, от 19.10.2009 N 427,
от 10.11.2011 N 2643, от 24.01.2012 N 39,
от 31.01.2012 N 69, от 23.06.2015 N 609)
В соответствии с Положением о Министерстве образования Российской Федерации, утвержденным
Постановлением Правительства Российской Федерации от 24.03.2000 N 258 "Об утверждении Положения о
Министерстве образования Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации,
2000, N 14, ст. 1496; N 43, ст. 4239; 2002, N 6, ст. 579; N 23, ст. 2166; 2003, N 35, ст. 3435), решением
коллегии Минобразования России и президиума Российской академии образования от 23.12.2003 N 21/12
"О проекте федерального компонента государственного стандарта общего образования и федерального
базисного учебного плана для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих
программы общего образования" приказываю:
1. Утвердить федеральный компонент государственных образовательных стандартов начального
общего, основного общего и среднего (полного) общего образования (Приложение).
2. Контроль за исполнением настоящего Приказа возложить на первого заместителя Министра В.А.
Болотова.
И.о. Министра
В.М.ФИЛИППОВ
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ КОМПОНЕНТ
ГОСУДАРСТВЕННОГО СТАНДАРТА ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
Список изменяющих документов
(в ред. Приказов Минобрнауки России от 03.06.2008 N 164,
от 31.08.2009 N 320, от 19.10.2009 N 427,
от 10.11.2011 N 2643, от 24.01.2012 N 39,
от 31.01.2012 N 69, от 23.06.2015 N 609)
ЧАСТЬ I. НАЧАЛЬНОЕ ОБЩЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ.
ОСНОВНОЕ ОБЩЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ
НАЧАЛЬНОЕ ОБЩЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ
ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Начальное общее образование первая
ступень общего образования.
19.02.2017 Печать документа
http://www.consultant.ru/cons/static4016_00_30_244973/document_print.htm?base=EXP&n=423105&mode=1&paras=0%2C06637%
2C1&
prefixes=pl…
2/247
В Российской Федерации начальное общее образование является обязательным и общедоступным.
Федеральный компонент государственного стандарта начального общего образования направлен на
реализацию качественно новой личностноориентированной
развивающей модели массовой начальной
школы и призван обеспечить выполнение следующих основных целей:
развитие
личности школьника, его творческих способностей, интереса к учению, формирование
желания и умения учиться;
воспитание
нравственных и эстетических чувств, эмоциональноценностного
позитивного отношения
к себе и окружающему миру;
освоение
системы знаний, умений и навыков, опыта осуществления разнообразных видов
деятельности;
охрана
и укрепление физического и психического здоровья детей;
сохранение
и поддержка индивидуальности ребенка.
Приоритетом начального общего образования является формирование общеучебных умений и
навыков, уровень освоения которых в значительной мере предопределяет успешность всего последующего
обучения.
Выделение в стандарте межпредметных связей способствует интеграции предметов,
предотвращению предметной разобщенности и перегрузки обучающихся.
Развитие личностных качеств и способностей младших школьников опирается на приобретение ими
опыта разнообразной деятельности: учебнопознавательной,
практической, социальной. Поэтому в
стандарте особое место отведено деятельностному, практическому содержанию образования, конкретным
способам деятельности, применению приобретенных знаний и умений в реальных жизненных ситуациях.
Особенностью начальной школы является то, что дети приходят в школу с разным уровнем готовности
к обучению, неодинаковым социальным опытом, отличиями в психофизиологическом развитии. Начальное
общее образование призвано помочь реализовать способности каждого и создать условия для
индивидуального развития ребенка.
Федеральный компонент государственного образовательного стандарта начального общего
образования устанавливает обязательные для изучения учебные предметы: Русский язык, Литературное
чтение, Иностранный язык, Математика, Окружающий мир, Изобразительное искусство, Музыка,
Технология, Физическая культура, Основы религиозных культур и светской этики.
(в ред. Приказа Минобрнауки России от 31.01.2012 N 69)
В рамках предмета Технология с III класса при наличии необходимых условий изучается раздел
"Практика работы на компьютере (использования информационных технологий)".
Русский язык и Литературное чтение представлены в двух вариантах: для школ с обучением на
русском языке и для школ с обучением на родном (нерусском) языке.
Иностранный язык изучается со II класса при наличии в образовательном учреждении необходимых
условий.
В рамках учебного предмета Основы религиозных культур и светской этики с IV класса по выбору
обучающихся или по выбору их родителей (законных представителей) изучаются основы православной
культуры, основы исламской культуры, основы буддийской культуры, основы иудейской культуры, основы
мировых религиозных культур, основы светской этики.
(абзац введен Приказом Минобрнауки России от 31.01.2012 N 69)
Обучающиеся, успешно завершившие начальное общее образование (выполняющие в полном
объеме требования к уровню подготовки оканчивающих начальную школу), продолжают обучение на
ступени основного общего образования.
СТАНДАРТ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
Общие учебные умения, навыки и способы деятельности
В результате освоения предметного содержания начального общего образования учащиеся получают
возможность приобрести общие учебные умения, навыки, освоить способы деятельности. Предлагаемая
19.02.2017 Печать документа
http://www.consultant.ru/cons/static4016_00_30_244973/document_print.htm?base=EXP&n=423105&mode=1&paras=0%2C06637%
2C1&
prefixes=pl…
3/247
рубрикация имеет условный (примерный) характер.
Познавательная деятельность
Наблюдение объектов окружающего мира; обнаружение изменений, происходящих с объектом (по
результатам наблюдений, опытов, работы с информацией); устное описание объекта наблюдения.
Соотнесение результатов с целью наблюдения, опыта (ответ на вопрос "Удалось ли достичь поставленной
цели?").
Выявление с помощью сравнения отдельных признаков, характерных для сопоставляемых
предметов; анализ результатов сравнения (ответ на вопросы "Чем похожи?", "Чем не похожи?").
Объединение предметов по общему признаку (что лишнее, кто лишний, такие же, как..., такой же, как...).
Различение целого и части.
Проведение простейших измерений разными способами; использование соответствующих приборов и
инструментов для решения практических задач. Работа с простейшими готовыми предметными, знаковыми,
графическими моделями для описания свойств и качеств изучаемых объектов.
Умение решать творческие задачи на уровне комбинаций, импровизаций: самостоятельно составлять
план действий (замысел), проявлять оригинальность при решении творческой задачи, создавать творческие
работы (сообщения, небольшие сочинения, графические работы), разыгрывать воображаемые ситуации.
Речевая деятельность и работа с информацией
Работа с учебными, художественными, научнопопулярными
текстами, доступными для восприятия
младшими школьниками; правильное и осознанное чтение вслух (с соблюдением необходимой интонации,
пауз, логического ударения для передачи точного смысла высказывания) и "про себя"; определение темы и
главной мысли текста при его устном и письменном предъявлении. Построение монологического
высказывания (по предложенной теме, по заданному вопросу); участие в диалоге (постановка вопросов,
построение ответа).
Использование простейших логических выражений типа: "...и/или...", "если..., то...", "не только, но и...".
Элементарное обоснование высказанного суждения.
Овладение первоначальными умениями передачи, поиска, преобразования, хранения информации,
использования компьютера; поиск (проверка) необходимой информации в словарях, каталоге библиотеки.
Представление материала в табличном виде. Упорядочение информации по алфавиту и числовым
параметрам (возрастанию и убыванию).
Организация деятельности
Выполнение инструкций, точное следование образцу и простейшим алгоритмам. Самостоятельное
установление последовательности действий для решения учебной задачи (ответ на вопросы "Зачем и как
это делать?", "Что и как нужно делать, чтобы достичь цели?").
Определение способов контроля и оценки деятельности (ответ на вопросы "Такой ли получен
результат?", "Правильно ли это делается?"); определение причин возникающих трудностей, путей их
устранения; предвидение трудностей (ответ на вопрос "Какие трудности могут возникнуть и почему?"),
нахождение ошибок в работе и их исправление.
Учебное сотрудничество: умение договариваться, распределять работу, оценивать свой вклад и
общий результат деятельности.
СТАНДАРТ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ
С РУССКИМ ЯЗЫКОМ ОБУЧЕНИЯ
Изучение русского языка на ступени начального общего образования в образовательных учреждениях
с русским языком обучения направлено на достижение следующих целей:
развитие
речи, мышления, воображения школьников, способности выбирать средства языка в
соответствии с условиями общения, развитие интуиции и "чувства языка";
освоение
первоначальных знаний о лексике, фонетике, грамматике русского языка; овладение
элементарными способами анализа изучаемых явлений языка;
овладение
умениями правильно писать и читать, участвовать в диалоге, составлять несложные
монологические высказывания;
19.02.2017 Печать документа
http://www.consultant.ru/cons/static4016_00_30_244973/document_print.htm?base=EXP&n=423105&mode=1&paras=0%2C06637%
2C1&
prefixes=pl…
4/247
воспитание
эмоциональноценностного
отношения к родному языку, чувства сопричастности к
сохранению его уникальности и чистоты; пробуждение познавательного интереса к родному слову,
стремления совершенствовать свою речь.
Обязательный минимум содержания
основных образовательных программ
Виды речевой деятельности
Слушание (аудирование). Восприятие и понимание звучащей речи.
Говорение. Использование средств языка в устной речи в соответствии с условиями общения.
Практическое овладение диалогической и монологической (рассказописание,
повествование, рассуждение
на доступные детям темы) речью. Овладение нормами речевого этикета в ситуациях учебного и бытового
общения (приветствие, прощание, извинение, благодарность, обращение с просьбой). Соблюдение
орфоэпических норм и правильной интонации.
Чтение. Чтение и понимание учебного текста, формулировок заданий, правил, определений.
Выборочное чтение: нахождение необходимого учебного материала.
Письмо. Отличие письменной речи от устной. Различение предложения и текста. ПРИЗНАКИ ТЕКСТА
<*>. Списывание текста. Написание под диктовку текста (75 80
слов) в соответствии с изученными
нормами правописания. Изложение текста (повествование, повествование с элементами описания).
СОЗДАНИЕ НЕБОЛЬШОГО ТЕКСТА (СОЧИНЕНИЯ) ПО ИНТЕРЕСНОЙ ДЕТЯМ ТЕМАТИКЕ; СОСТАВЛЕНИЕ
ПОЗДРАВЛЕНИЙ, ПИСЕМ (В ТОМ ЧИСЛЕ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ КОМПЬЮТЕРА).
<*>
Прописными буквами в тексте выделен материал, который подлежит изучению, но не включается
в Требования к уровню подготовки оканчивающих начальную школу.
Система языка (практическое усвоение)
Фонетика. Графика. Звуки гласные и согласные; буквы, их обозначающие. Различение согласных
звонких и глухих, мягких и твердых, парных и непарных. Гласные ударные и безударные. Деление слов на
слоги. Словесное ударение. Восприятие на слух и правильное произношение слов.
Русский алфавит. Обозначение мягкости согласных звуков на письме. Употребление пробела между
словами, знака переноса.
Лексика. Слово и его значение. СЛОВАРНОЕ БОГАТСТВО РУССКОГО ЯЗЫКА. СЛОВА ОДНОЗНАЧНЫЕ
И МНОГОЗНАЧНЫЕ. СИНОНИМЫ И АНТОНИМЫ. ПРЯМОЕ И ПЕРЕНОСНОЕ ЗНАЧЕНИЕ СЛОВА.
Использование словарей русского языка.
Состав слова. Выделение значимых частей слова (корня, приставки, суффикса, окончания). Значение
суффиксов и приставок (простейшие примеры). ОДНОКОРЕННЫЕ СЛОВА, ФОРМЫ ОДНОГО И ТОГО ЖЕ
СЛОВА. Различение предлогов и приставок.
Морфология. Имя существительное, значение и употребление. Различение имен существительных,
отвечающих на вопрос "кто, что"; имен существительных мужского, женского и среднего рода. Изменение
существительных по числам и падежам. Различение 1го,
2го
и 3го
склонения существительных.
Имя прилагательное, значение и употребление. Изменение по родам, числам и падежам.
Согласование с именем существительным.
Местоимение, значение и употребление. СКЛОНЕНИЕ ЛИЧНЫХ МЕСТОИМЕНИЙ.
Глагол, значение и употребление. Изменение по временам. Изменение по лицам и числам в
настоящем и будущем времени; по родам и числам в прошедшем времени. Неопределенная форма
глагола. ПРАКТИЧЕСКОЕ ОВЛАДЕНИЕ СПОСОБАМИ ОПРЕДЕЛЕНИЯ СПРЯЖЕНИЯ ГЛАГОЛОВ (1, 2
СПРЯЖЕНИЕ).
Предлоги, союзы. Их роль в речи.
19.02.2017 Печать документа
http://www.consultant.ru/cons/static4016_00_30_244973/document_print.htm?base=EXP&n=423105&mode=1&paras=0%2C06637%
2C1&
prefixes=pl…
5/247
Синтаксис. Различение слова, словосочетания и предложения. Разновидности предложений по цели
высказывания и эмоциональной окраске. Главные и второстепенные члены предложения. Связь слов в
предложении. Простое распространенное и нераспространенное предложения. Однородные члены
предложения. РАЗЛИЧЕНИЕ И УПОТРЕБЛЕНИЕ В РЕЧИ ПРОСТЫХ И СЛОЖНЫХ ПРЕДЛОЖЕНИЙ.
Орфография. Правописание безударных гласных, парных звонких и глухих согласных,
непроизносимых согласных, удвоенных согласных; правописание безударных падежных окончаний имен
существительных и прилагательных, безударных личных окончаний глаголов. Правописание "не" с
глаголами. Правописание сочетаний жиши,
чаща,
чущу,
чкчн.
Употребление прописной буквы в начале
предложения, в именах собственных. Употребление разделительных Ь и Ъ, Ь после шипящих на конце
имен существительных и глаголов. Разные способы проверки правописания слов: изменение формы слова,
подбор однокоренных слов, ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ОРФОГРАФИЧЕСКОГО СЛОВАРЯ.
Пунктуация. Знаки препинания в конце предложения (точка, вопросительный, восклицательный
знаки). Запятая в предложениях с однородными членами.
Требования к уровню подготовки
оканчивающих начальную школу
В результате изучения русского языка ученик должен:
знать/понимать:
значимые
части слова;
признаки
изученных частей речи;
типы
предложений по цели высказывания и эмоциональной окраске;
уметь:
анализировать
и кратко характеризовать звуки речи, состав слова, части речи, предложение;
различать
произношение и написание слов;
находить
способ проверки написания слова (в том числе по словарю);
без
ошибок списывать несложный текст объемом 70 90
слов;
создавать
несложные монологические тексты на доступные детям темы в форме повествования и
описания;
соблюдать
изученные нормы орфографии и пунктуации (диктант текст
75 80
слов);
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни
для:
адекватного
восприятия звучащей речи (высказываний взрослых и сверстников, детских
радиопередач, аудиозаписей и др.);
работы
со словарями;
соблюдения
орфоэпических норм;
создания
в устной и письменной форме несложных текстов по интересующей младшего школьника
тематике;
овладения
нормами русского речевого этикета в ситуациях повседневного общения.
СТАНДАРТ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ
С РОДНЫМ (НЕРУССКИМ) ЯЗЫКОМ ОБУЧЕНИЯ
Изучение русского языка на ступени начального общего образования в образовательных учреждениях
с родным (нерусским) языком обучения направлено на достижение следующих целей:
развитие
речевых способностей учащихся, их готовности к общению на русском языке; развитие
монологической и диалогической речи;
освоение
элементарных знаний о лексике, фонетике, грамматике русского языка;
19.02.2017 Печать документа
http://www.consultant.ru/cons/static4016_00_30_244973/document_print.htm?base=EXP&n=423105&mode=1&paras=0%2C06637%
2C1&
prefixes=pl…
6/247
овладение
умениями слушания, говорения, чтения, письма, необходимыми для общения в
семейнобытовой
и учебной сферах;
воспитание
уважительного отношения и интереса к русскому языку как государственному языку
Российской Федерации, приобщение к культуре и литературе русского народа.
Обязательный минимум содержания
основных образовательных программ
Виды речевой деятельности
Слушание (аудирование). Различение в потоке речи слов, словосочетаний и предложений.
Понимание на слух основного содержания высказываний, выделение в них наиболее важных фактов,
понимание последовательности развития действия.
Говорение. Ведение диалога в ситуациях повседневного и учебного общения. Постановка вопросов к
прочитанному тексту. Пересказ прочитанного текста, ответы на вопросы по нему. Составление плана
текста. Рассказ о себе, своей семье, друзьях, школе и другие близкие детям темы. Составление
монологических высказываний (несложные описание, повествование, рассуждение) на различные темы.
Владение нормами речевого этикета в ситуациях повседневного и учебного общения (приветствие,
прощание, благодарность).
Чтение. Осознанное, правильное и выразительное чтение текста (сказки, небольшого рассказа, текста
в учебнике). Определение темы, главной мысли текста. Составление простого плана. Пересказ текста,
оценка прочитанного.
Письмо. Диктант, изложение. НЕБОЛЬШОЕ СОЧИНЕНИЕ НА ТЕМЫ ШКОЛЬНОЙ ЖИЗНИ И СЕМЬИ.
Составление письма и оформление адреса на конверте.
Система языка (практическое усвоение)
Фонетика. Орфоэпия. Графика. Орфография. Звуки и буквы. Различение звуков и букв.
Гласные звуки. Ударение. Слог. Согласные звуки. Интонация.
Различение на слух, правильное произношение и написание гласных ударных и безударных,
согласных звонких и глухих, мягких и твердых, шипящих и ц. Различение и соблюдение интонации
основных типов предложений. Алфавит.
Лексика. Слово и его значение. СИНОНИМЫ И АНТОНИМЫ, ИХ РАЗЛИЧЕНИЕ И УПОТРЕБЛЕНИЕ.
Овладение запасом слов, необходимым для повседневного учебного и бытового общения.
Состав слова. Значимые части слова: корень, приставка, суффикс, окончание. Однокоренные слова.
Анализ слова по составу, объяснение правописания слов в соответствии с изученными правилами.
Морфология. Части речи в русском языке.
Имя существительное. Существительные одушевленные и неодушевленные. Род существительных.
Изменение существительных по числам и падежам. Основные значения падежей.
Различение и правильное употребление в речи одушевленных и неодушевленных имен
существительных.
Имя прилагательное. Изменение прилагательных по родам, числам и падежам. Количественные и
порядковые числительные. Согласование имен прилагательных с именами существительными
(употребление в речи).
Употребление в речи местоимений ЛИЧНЫХ, ВОПРОСИТЕЛЬНЫХ, УКАЗАТЕЛЬНЫХ И
ПРИТЯЖАТЕЛЬНЫХ. Согласование прилагательных и местоимений с существительными в роде, числе,
падеже (употребление в речи).
Глагол. Неопределенная форма глагола. Изменение глагола по видам, временам, лицам, числам
(различение, правильное употребление).
19.02.2017 Печать документа
http://www.consultant.ru/cons/static4016_00_30_244973/document_print.htm?base=EXP&n=423105&mode=1&paras=0%2C06637%
2C1&
prefixes=pl…
7/247
Синтаксис и пунктуация. Словосочетание. Предложение. Предложения повествовательные,
вопросительные, побудительные. Предложения восклицательные и невосклицательные. Знаки препинания
в конце предложения. Простое предложение. Члены предложения: главные, второстепенные. Предложения
с однородными членами, знаки препинания при них. СЛОЖНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ С СОЮЗАМИ И, А.
СЛОЖНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ С СОЮЗАМИ ЧТО, ЧТОБЫ (УПОТРЕБЛЕНИЕ В РЕЧИ).
Употребление в речи предложений, различающихся по цели высказывания, с правильной интонацией.
Употребление простого и сложного предложений в соответствии с речевой ситуацией.
Требования к уровню подготовки
оканчивающих начальную школу
В результате изучения русского языка ученик должен:
знать/понимать:
особенности
русской графики;
значимые
части слова;
признаки
изученных частей речи;
типы
предложений по цели высказывания и структуре;
уметь:
понимать
на слух русскую речь;
различать
на слух и правильно произносить звуки, сочетания звуков русского языка, правильно
произносить слова, словосочетания и предложения;
различать
и соблюдать интонацию основных типов предложений;
правильно
образовывать формы изменяемых частей речи;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни
для:
ведения
диалога, построения монологических высказываний в условиях бытового общения;
соблюдения
основных норм произношения звуков, слов, словосочетаний и предложений;
обогащения
запаса слов, необходимых для учебного и бытового общения;
соблюдения
изученных правил орфографии и пунктуации в самостоятельных связных письменных
высказываниях;
владения
нормами русского речевого этикета в ситуациях повседневного общения.
СТАНДАРТ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
ПО ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ
С РУССКИМ ЯЗЫКОМ ОБУЧЕНИЯ
Изучение литературного чтения на ступени начального общего образования в образовательных
учреждениях с русским языком обучения направлено на достижение следующих целей:
овладение
навыком осознанного, правильного, беглого и выразительного чтения как базовым в
системе образования младших школьников; формирование читательского кругозора и приобретение опыта
самостоятельной читательской деятельности; совершенствование всех видов речевой деятельности;
развитие
художественнотворческих
и познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости
при чтении художественных произведений, формирование эстетического отношения к искусству слова;
воспитание
интереса к чтению и книге, потребности в общении с миром художественной
литературы; обогащение нравственного опыта младших школьников, формирование представлений о
добре и зле; развитие нравственных чувств, уважения к культуре народов многонациональной России.
Обязательный минимум содержания
основных образовательных программ
19.02.2017 Печать документа
http://www.consultant.ru/cons/static4016_00_30_244973/document_print.htm?base=EXP&n=423105&mode=1&paras=0%2C06637%
2C1&
prefixes=pl…
8/247
Круг чтения и опыт читательской деятельности
Произведения художественные, научнопопулярные.
Произведения устного народного творчества.
Произведения выдающихся представителей русской литературы (А.С. Пушкин, В.А. Жуковский, М.Ю.
Лермонтов, Ф.И. Тютчев, А.А. Фет, И.А. Крылов, Н.А. Некрасов, Л.Н. Толстой, А.П. Чехов, С.А. Есенин, В.В.
Маяковский); классиков детской литературы; произведения современной отечественной (с учетом
многонационального характера России) и зарубежной литературы, доступные для восприятия младшими
школьниками. СПРАВОЧНИКИ, ЭНЦИКЛОПЕДИИ, ПЕРИОДИЧЕСКИЕ ИЗДАНИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ.
Основные темы детского чтения: произведения о Родине, о природе, о труде, о детях, о
взаимоотношениях людей, добре и зле, о приключениях.
Понимание содержания литературного произведения: тема, главная мысль (идея), события, их
последовательность. Герои произведения. Восприятие и понимание их эмоциональнонравственных
переживаний. ХАРАКТЕР ГЕРОЯ, ЕГО ПОСТУПКИ И ИХ МОТИВЫ. Различение жанров произведений:
малые фольклорные жанры, народная сказка; литературная сказка; рассказ; ПОВЕСТЬ; стихотворение;
басня. ВЫДЕЛЕНИЕ ЯЗЫКОВЫХ СРЕДСТВ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ (БЕЗ
ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ТЕРМИНОЛОГИИ).
Иллюстрация в книге и ее роль в понимании произведения. Связь произведений литературы с
другими видами искусств <*>.
<*>
Связь с учебными предметами "Изобразительное искусство" и "Музыкальное искусство".
Умение работать с книгой: различать тип книги, пользоваться выходными данными (автор, заглавие,
подзаголовок и др.), оглавлением, ПРЕДИСЛОВИЕМ, ПОСЛЕСЛОВИЕМ, аннотацией для самостоятельного
выбора и чтения книг.
Виды речевой деятельности
Слушание (аудирование). Восприятие на слух и понимание художественных произведений разных
жанров (в пределах изучаемого материала).
Чтение. Осознанное чтение доступных по объему и жанру произведений. ОСМЫСЛЕНИЕ ЦЕЛИ
ЧТЕНИЯ. ВЫБОР ВИДА ЧТЕНИЯ В СООТВЕТСТВИИ С ЦЕЛЬЮ: ОЗНАКОМИТЕЛЬНОЕ, ИЗУЧАЮЩЕЕ,
ВЫБОРОЧНОЕ. Способ чтения: чтение целыми словами. Правильность чтения: чтение незнакомого текста
с соблюдением норм литературного произношения. Скорость чтения: установка на нормальный для
читающего темп беглости, позволяющий ему осознать текст. Установка на постепенное увеличение
скорости чтения. Выразительное чтение, использование интонаций, соответствующих смыслу текста.
Говорение. Участие в диалоге при обсуждении прослушанного (прочитанного) произведения.
Формулирование личной оценки, аргументация своего мнения с привлечением текста произведения или
других источников. Умение ставить вопросы по содержанию прочитанного, отвечать на них. Пересказ
текста. Построение небольшого монологического высказывания о произведении (героях, событиях); устное
изложение текста по плану; устное сочинение повествовательного характера с элементами рассуждения и
описания.
Декламация (чтение наизусть) стихотворных произведений.
Письмо. Создание небольших письменных ответов на поставленный вопрос по прочитанному
(прослушанному) произведению (в том числе с использованием компьютера).
Требования к уровню подготовки
оканчивающих начальную школу
В результате изучения литературного чтения ученик должен:
знать/понимать:
названия,
основное содержание изученных литературных произведений, их авторов;
19.02.2017 Печать документа
http://www.consultant.ru/cons/static4016_00_30_244973/document_print.htm?base=EXP&n=423105&mode=1&paras=0%2C06637%
2C1&
prefixes=pl…
9/247
уметь:
различать
элементы книги (обложка, оглавление, титульный лист, иллюстрация, аннотация);
читать
осознанно текст художественного произведения "про себя" (без учета скорости);
определять
тему и главную мысль произведения;
пересказывать
текст (объем не более 1,5 с.);
делить
текст на смысловые части, составлять его простой план;
составлять
небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст; оценивать
события, героев произведения;
читать
стихотворные произведения наизусть (по выбору);
создавать
небольшой устный текст на заданную тему;
приводить
примеры произведений фольклора (пословицы, загадки, сказки);
различать
жанры художественной литературы (сказка, рассказ, басня), различать сказки народные и
литературные;
приводить
примеры художественных произведений разной тематики по изученному материалу;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни
для:
самостоятельного
чтения книг;
высказывания
оценочных суждений о прочитанном произведении;
самостоятельного
выбора и определения содержания книги по ее элементам;
работы
с разными источниками информации (словарями, справочниками, в том числе на
электронных носителях).
СТАНДАРТ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
ПО ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ
С РОДНЫМ (НЕРУССКИМ) ЯЗЫКОМ ОБУЧЕНИЯ
Изучение литературного чтения на ступени начального общего образования в образовательных
учреждениях с родным (нерусским) языком обучения направлено на достижение следующих целей:
овладение
умениями осознанного, правильного и выразительного чтения на русском языке;
элементарными практическими умениями работы с художественным текстом на русском языке;
формирование всех видов речевой деятельности на русском языке;
развитие
эстетической восприимчивости к русскому художественному слову, приобретение опыта
читательской деятельности на русском языке;
воспитание
уважения к русской литературе и литературе других народов России, интереса к чтению
на русском языке, расширение нравственноэстетического
опыта учащихся.
Обязательный минимум содержания
основных образовательных программ
Читательский кругозор и опыт читательской деятельности
Произведения художественные, научнопопулярные.
Произведения устного народного творчества.
Произведения выдающихся представителей русской литературы (И.А. Крылов, В.А. Жуковский, А.С.
Пушкин, М.Ю. Лермонтов, Ф.И. Тютчев, Н.А. Некрасов, Л.Н. Толстой, А.П. Чехов, С.А. Есенин, В.В.
Маяковский); классиков детской литературы; произведения писателей представителей
народов России (по
выбору); произведения зарубежной литературы, доступные для восприятия младшими школьниками.
Основные темы детского чтения: Родина, природа, труд, добро и зло, взаимоотношения людей,
приключения.
19.02.2017 Печать документа
http://www.consultant.ru/cons/static4016_00_30_244973/document_print.htm?base=EXP&n=423105&mode=1&paras=0%2C06637%
2C1&
prefixes=pl… 10/247
Понимание содержания литературного произведения: тема, главная мысль, события, их
последовательность. Герой произведения: ХАРАКТЕР ГЕРОЯ, ЕГО ПОСТУПКИ И ИХ МОТИВЫ. Восприятие
и понимание эмоциональнонравственных
переживаний героя. СРАВНЕНИЕ ГЕРОЕВ ПРОИЗВЕДЕНИЙ
РУССКОЙ И РОДНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ. Различение жанров произведений: малые фольклорные жанры и
сказки; литературные сказки; рассказы; стихотворения; басни.
ВЫДЕЛЕНИЕ ЯЗЫКОВЫХ СРЕДСТВ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ РУССКОГО ХУДОЖЕСТВЕННОГО ТЕКСТА
(БЕЗ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ТЕРМИНОЛОГИИ) ДЛЯ ХАРАКТЕРИСТИКИ ГЕРОЕВ, СОБЫТИЙ.
Иллюстрация в книге и ее роль в понимании произведения. СВЯЗЬ ПРОИЗВЕДЕНИЙ ЛИТЕРАТУРЫ С
ПРОИЗВЕДЕНИЯМИ ДРУГИХ ВИДОВ ИСКУССТВА <*>.
<*>
Связь с учебными предметами "Изобразительное искусство" и "Музыкальное искусство".
Виды речевой деятельности
Слушание (аудирование). Восприятие на слух художественных произведений разных жанров.
Понимание основного содержания услышанного произведения. Эмоциональный отклик на него.
Чтение. Чтение вслух доступного текста целыми словами. Осознанное чтение про себя доступных по
объему и жанру произведений. Выразительное чтение (с предварительной подготовкой). Ознакомление с
различными видами чтения (ознакомительным, изучающим, выборочным). Осмысление цели чтения.
Правильность чтения: чтение вслух с соблюдением ударения, основных норм литературного
произношения.
Говорение. Умение задавать вопросы по содержанию прочитанного текста и отвечать на них.
Построение небольшого монологического высказывания; краткий, полный, выборочный пересказ
прочитанного; устное изложение текста по плану.
Письмо. НЕБОЛЬШИЕ ПИСЬМЕННЫЕ ВЫСКАЗЫВАНИЯ ПО ЛИТЕРАТУРНОМУ ПРОИЗВЕДЕНИЮ (ПО
ЗАДАННЫМ ВОПРОСАМ).
Требования к уровню подготовки
оканчивающих начальную школу
В результате изучения литературного чтения ученик должен:
знать/понимать:
изученные
литературные произведения и их авторов;
жанры
детской художественной литературы (приводить примеры сказок, стихотворений, басен,
рассказов);
уметь:
читать
осознанно вслух тексты художественных произведений целыми словами, соблюдая
орфоэпические нормы русского литературного языка;
читать
выразительно художественный текст (заранее подготовленный);
приводить
примеры фольклорных произведений (пословиц, загадок, сказок);
определять
тему и главную мысль произведения;
пересказывать
доступный по объему текст (до 1 с.);
делить
текст на смысловые части, составлять его простой план;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни
для:
самостоятельного
чтения книг на русском языке;
расширения
словарного запаса, самостоятельного поиска значения неизвестных русских слов в
словаре.
19.02.2017 Печать документа
http://www.consultant.ru/cons/static4016_00_30_244973/document_print.htm?base=EXP&n=423105&mode=1&paras=0%2C06637%
2C1&
prefixes=pl… 11/247
СТАНДАРТ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ
Изучение иностранного языка на ступени начального общего образования направлено на достижение
следующих целей:
формирование
умений общаться на иностранном языке с учетом речевых возможностей и
потребностей младших школьников: элементарных коммуникативных умений в говорении, аудировании,
чтении и письме;
развитие
личности ребенка, его речевых способностей, внимания, мышления, п